Сборник заданий формативного оценивания
Художественный труд
(для мальчиков)
5 класс
2
Уважаемый учитель!
Коллективная работа учителей позволила разработать настоящий сборник заданий в
качестве обучающего пособия в помощь учителю в рамках внедрения обновленного
содержания образования. Задания с критериями оценивания и дескрипторами являются
образцами, которые помогут предоставлять обучающимся конструктивную обратную связь
по достижению целей обучения, подбирать и разрабатывать аналогичные задания,
планировать уроки и проводить формативное оценивание.
Рекомендательный характер сборника предоставляет возможность Вам адаптировать,
дополнять и вносить изменения в задания с учетом возможностей и потребностей
обучающихся.
Дополнительные материалы (руководства, презентации, планы и др.), возможность
обсуждения на форумах и видеоинструкции Вы можете найти на официальном сайте АОО
«Назарбаев Интеллектуальные школы» smk.edu.kz.
Плодотворной работы и творческих успехов!
Сборник предназначен для учителей основной школы, методистов, региональных и
школьных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.
При подготовке сборника использованы ресурсы (рисунки, тексты, видео- и
аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет- сайтах.
Сборник разработан в не коммерческих целях.
3
Содержание
1 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………….. 4
Раздел «Визуальное искусство» ………………………………………………………………………………………. 4
2 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………… 22
Раздел «Декоративно прикладное искусство» ……………………………………………………………….. 22
3 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………… 35
Раздел 3 «Дизайн и технология» ………………………………………………………………………………….. 35
4 четверть ………………………………………………………………………………………………………………………… 55
Раздел 4. «Культура питания» ………………………………………………………………………………………. 55
Раздел 4. «Культура дома» ……………………………………………………………………………………………. 57
4
1 четверть
Раздел «Визуальное искусство»
Тема Средства выразительности в изобразительном искусстве
Цель обучения 5.1.2.1 Изучать и определять особенности произведений
искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и
мировой культуры
Критерий оценивания
Обучающийся
 Различает виды искусства казахской и европейской
культуры
 Определяет произведения искусства, ремесла и
дизайна разных стран
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1.Рассмотрите картины А. Кастеева «В юрте» и средневекового художника
«Мануфактура».
2. Сравните и опишите, определив жанр, вид, тематику, цветовую гамму картин.
Дескриптор
Обучающийся
— рассматривает и изучает картины;
— определяет сюжет и национальную принадлежность;
— определяет вид изобразительного искусства;
— описывает жанр картины;
— указывает изображенную тематику картин;
— определяет цветовую гамму картин.
5
Тема Шедевры классического искусства
Цель обучения 5.1.3.1 Работать с источниками информации для
исследования и творческих идей (в том числе
применяя ИКТ)
Критерий оценивания
Обучающийся
 Находит источник информации в поисковых
системах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите и сравните картины, определив композицию, сюжет, цветовую гамму.
А. Кастеев «Колхозная ферма» В.Г. Перов «Охотники на привале»
Дескриптор
Обучающийся
— находит информацию о картинах;
— определяет композицию рисунка;
— определяет основную цветовую гамму картины;
— описывает сюжет картины;
— определяет исторический период и время года.
6
Тема Творчество Казахстанских художников
Цель обучения 5.3.2.1 Описывать идеи и темы, отраженные в
собственной работе и работе других (художники,
ремесленники, дизайнеры), используя предметную
терминологию
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует предметную терминологию при
сравнении произведений зарубежных и
Казахстанских художников
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Сравните картину М. Кенбаева «Ловля скакуна» с работами других художников и
опишите её.
М. Кенбаев В. Васнецов П. Пикассо
Дескриптор Обучающийся
— описывает пейзаж и сюжет пройсходящего действия в картинах
художников;
— указывает жанр картин;
— определяет изображения на переднем, на втором, на дальнем
плане картины.
7
Тема Искусство натюрморта
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет отличия натюрморта от остальных жанров
 Выполняет эскиз натюрморта из трёх и более
предметов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1.Ответьте на вопросы.
 Объясните значение слов: «натуре», «море»;
 Перечислите отличия натюрморта от других жанров;
2. Выполните эскиз натюрморта из предложенных предметов.
Дескриптор Обучающийся
— определяет значение слов «натуре» «море»;
— называет основные правила построения натюрморта
— сравнивает натюрморт с другими жанрами;
— комбинирует натюрморт из предложеных предметов;
— размечает общие контуры рисунка;
— размечает положение отдельных элементов эскиза
8
Раздел «Виды и жанры изобразительного искусства»
Тема Искусство натюрморта
Цель обучения 5.1.6.4 Экспериментировать и использовать техники,
художественные материалы, учитывая свойства выбранных
средств
Критерий оценивания Обучающийся
 Применяет различные художественные материалы,
рисуя натюрморт
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте натюрморт, используя различные художественные материалы и техники.
Дескриптор Обучающийся
-подготавливает принадлежности к работе;
-располагает бумагу согласно будущего рисунка;
-размечает на бумаге основные линий;
-наносит общий контур будущего рисунка;
-выделяет контуры предметов;
-закрашивает и окрашивает предметы натюрморта, применяя различные
художественные материалы и техники.
9
Тема Декоративный национальный натюрморт
Цель обучения 5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего
мира и выразительные средства искусства для передачи своих
идей и чувств
Критерий оценивания Обучающийся
 Составляет композицию, используя предметы быта
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте из разных предметов национального быта композицию натюрморта, выполнив
предварительный набросок рисунка.
Дескриптор Обучающийся
— определяет размеры и пропоции будущего рисунка;
— составляет из предметов композицию.
10
Тема Декоративный национальный натюрморт
Цель обучения 5.2.3.4 Использовать элементы казахской национальной
культуры, в процессе создания творческих работ и
изделий
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует элементы казахской национальной
культуры при создании творческих работ
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте натюрморт из предметов национального быта.
Дескриптор Обучающийся
-выделяет предметы первого и второго плана;
-убирает вспомогательные линии и линии построения;
-готовит палитру и краски;
-окрашивает фон рисунка;
-закрашивает предметы в соответствующий цвет.
11
Тема Пейзаж. Гармония с природой
Цель обучения 5.1.1.1 Изучать и определять ассоциативные значения и
визуальные характеристики окружающего мира
(композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)
Критерий оценивания Обучающийся
 Сравнивает харатеристики окружающего мира
отображенные в пейзажах
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Рассмотрите пейзажи И.И Шишкина «Рожь»и «Перед грозой».
2. Сравните картины, определяя композицию, цвет, форму, фактуру, пропорции.
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает пейзажи И.И Шишкина «Рожь»и «Перед грозой»;
— обсуждает в группе содержание темы картин;
— опредляет цвет, форму, фактуру, пропорцию картин.
12
Тема Пейзаж. Воздушная перспектива
Цель обучения 5.2.1.1 Использовать визуальные элементы
окружающего мира и выразительные средства
искусства для передачи своих идей и чувств
Критерий оценивания Обучающийся
 Рисует пейзаж, используя определенную технику
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте пейзаж в технике рисования по влажной бумаге (Алла прима).
Дескриптор Обучающийся
— рисует карандашный набросок будущего пейзажа;
— располагает фигуры в перспективе в зависимости от линии
горизонта;
— закрашивает фон рисунка;
— рисует фигуры элементов пейзажа с изменением форм -в
перспективе;
— выполняет первичную окраску элементов рисунка;
— использует изменения тональности цвета, создает —
перспективу рисунка;
— показывает объемность предметов первого плана.
13
Тема Индустриальный пейзаж. Городской пейзаж
Цель обучения 5.1.1.1 Изучать и определять ассоциативные значения и
визуальные характеристики окружающего мира
(композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)
Критерий оценивания Обучающийся
 Изучает визуальные характеристики окружающего
мира
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1.Изучите улицу из окна.
2.Опишите расположение здания, формы, пропорции, перспективные изменения.
Дескриптор Обучающийся
— обсуждает в группе описние улицы;
— рассказывает визуальные характеристики вида улицы ;
— определяет точку схода линий перспективы;
— рисует набросок улицы.
14
Тема Линейная перспектива
Цель обучения 5.2.1.1 Использовать визуальные элементы
окружающего мира и выразительные средства искусства
для передачи своих идей и чувств
Критерий оценивания Обучающийся
 Рисует улицу, используя элементы окружающего
мира
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте рисунок на тему «Моя улица».
Дескриптор Обучающийся
— проводит линию горизонта;
— определяет точку схода линий перспективы;
— делает наброски объектов переднего плана;
— чертит линии песпективы из точек переднего плана к точке
схода линий;
— по линиям перспективы выполняет построение домов в
перстпективе;
— рисует деревья вдоль улицы;
— размечает окна в домах;
— закрашивает фон;
— раскрашивает элементы рисунка .
15
Тема Искусство пластических форм. Скульптура
Цель обучения 5.1.1.1 Изучать и определять ассоциативные значения и
визуальные характеристики окружающего мира
(композиция, цвет, форма, фактура, пропорции)
Критерий оценивания Обучающийся
 Изучает визуальные характеристики окружающего
мира
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1.Найдите информацию о пластических формах скульптурных изображений
2.Создайте презентацию на тему «Виды и жанры скульптурных изображений»
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает предложенные изображения скульптур;
— различает объёмные, рельефные и плоские скульптуры;
— определяет материалы из которых выполнены данные
произведения искусства;
— указывает приемы работы с пластическим материалом;
— объясняет каркасную и без каркасную скульптуру.
16
Тема Искусство пластических форм. Скульптура
Цель обучения 5.2.1.1 Использовать визуальные элементы
окружающего мира и выразительные средства искусства
для передачи своих идей и чувств
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует визуальные элементы окружающего
мира для передачи своих идей и чувств
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Вылепите фигуру животного, используя пластилин.
Дескриптор Обучающийся
— катает валик для туловища;
— вытягивает из туловища голову;
— вытягивает из туловища ноги, хвост и другие части тела
животного.
17
Тема Искусство пластических форм. Скульптура
Цель обучения 5.3.3.1 Описывать методы и подходы (техники)
использованные для создания собственной работы и
работы других (художники, ремесленники, дизайнеры),
используя предметную терминологию
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает технику выполнения различных фигур
и скульптур
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите и опишите материлы, методы и подходы, использованные в созданных
фигурах и скульптурах.
Дескриптор Обучающийся
— рассматривает предложенные фигуры;
— определяет материалы, методы и технику изготовления этих
фигур;
— описывает технику изготовления скульптур малых форм;
18
Тема Творческая работа
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет эскиз своего проекта
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Разработайте проект индивидуальной творческой работы
Дескриптор Обучающийся
— выбирает направление проекта (пейзаж, натюрморт,
— скульптура);
— рисует эскиз будущего проекта;
— планирует поэтапное выполнение проекта.
19
Тема Творческая работа
Цель обучения 5.1.6.4 Экспериментировать и использовать техники,
художественные материалы, учитывая свойства
выбранных средств
Критерий оценивания Обучающийся
 Отбирает художественный материал для создания
творческой работы
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Исследуйте качество и свойства материалов, отберите необходимый материал к
работе. (пластилин, глина, солённое тесто и д.р.)
Дополнительный материал для лепки
Рецепт теста для лепки
Даный рецепт соленого теста предназначен для лепки крупных изделий.
Ингридиенты:
1 ст. муки;
1 ст. соли мелкого помола;
125 мл воды.
Способ приготовления: Смешайте соль с мукой, а затем понемногу
вливайте воду, вымешивая до получения эластичной массы.
Дескриптор Обучающийся
— определяет материалы необходимые для работы;
— производит первичную подготовку материалов к работе.
20
Тема Творческая работа
Цель обучения 5.2.1.1 Использовать визуальные элементы окружающего
мира и выразительные средства искусства для передачи
своих идей и чувств
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует визуальные элементы окружающего мира
для передачи своих идей и чувств
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Выполните творческую работу, слепив фигуру животного.
Дескриптор Обучающийся
— соблюдает технику безопасности на рабочем месте
— катает валик для туловища;
— вытягивает из туловища голову;
— вытягивает из туловища ноги, хвост и другие части тела животного.
21
Тема Организация выставки
Цель обучения 5.3.1.1 Презентовать готовую работу всему классу
(выставка и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Представляет и защищает свою работу на выставке
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1. Подготовьте презентацию творческой работы.
2. Оформите работу в соотвестие требованиями.
3. Презентуйте работу на выставке.
Дескриптор Обучающийся
— создает презентацию работы;
— выставляет работу на выставку;
— защищает свою работу.
22
2 четверть
Раздел «Декоративно прикладное искусство»
Тема Декоративно – прикладное искусство, основные формы и
особенности. Прикладное искусство Казахстана
Цель обучения 5.1.2.1 Изучать и определять особенности произведений
искусства, ремесла и дизайна казахской национальной и
мировой культуры
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет особенности худоственных
произведений
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Рассмотрите изделия национальных ремесел и опишите особенности изготовления
произведения искусства.
2. Определите произведение искусства относящееся к казахской национальной культуре.
3. Найдите и представьте информацию о предметах искусства относящихся к вашему
региону. Определите технику изготовления и ее особенности.
Дескриптор Обучающийся
— описывает предметы ремесла;
— определяет вариант, относящийся к казахскому национальному
искусству;
— объясняет вид ремесла к которым относятся данные изделия.
— представляет информацию о народных промыслах своего региона.
23
Тема Декоративно – прикладное искусство, основные формы и
особенности. Прикладное искусство Казахстана
Цель обучения 5.1.2.1 Изучать и определять особенности произведений
искусства, ремесла и дизайна казахской
национальной и мировой культуры
Критерий оценивания Обучающийся
 Изучает изделия искусства и ремесла казахской и
мировой культуры
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Рассмотрите стили орнаментов на предметах быта.
2. Определяет предметы казахского быта.
Дескриптор Обучающийся
— изучает оформление изделия, форму, материал;
— определяет изделия национального характера;
24
Тема Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения 5.2.2.1 Определять, описывать и применять ручные
инструменты и оборудования для обработки
конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет ручные инструменты для обработки
различных материалов
 Описывает устройство инструментов и
оборудования для обработки материалов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Распределите ручные инструменты обработки конструкционных, природных и
искусственных материалов.
Инстурменты обработки
для конструкционных
материалов
Инструменты обработки
для природных
материалов
Инструменты обработки
для
искусственных
материалов
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Назначение
1.
2.
3.
1.
2.
3.
1.
2.
3.
Дескриптор Обучающийся
— раскладывает инструменты по видам работ;
— определяет название инструментов и их назначение;
— показывает приемы хватки инструмента.
25
Тема Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения 5.2.2.1 Определять, описывать и применять ручные
инструменты и оборудования для обработки
конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет ручные инструменты
 Использует правила техники безопасности при
работе с инструментами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Определите вид деятельности инструмента. Дайте краткую характеристику.
Инструмент Название Описание Правила техники
безопасности
Дескриптор Обучающийся
— определяет название инструментов и их назначение;
— формулирует правила безопасной работы с инструментами.
26
Тема Декоративное изделие из различных материалов.
Обсуждение и развитие идей. Эскиз
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Выполняет эскиз будущего изделий
 Выполняет технологическую карту изделия
Применение
Задание
Выполните эскиз и технологическую карту изготовления коллажа из природного
материала.
Образец
(Наименование изделия) (Чертёж, эскиз изделия)
№ Наименование
операции
Эскиз, чертёж
операции
Инструменты и
оборудование
Примечание
1
2
3
4
Дескриптор Обучающийся
— рисует эскиз коллажа из природных материалов;
— называет основные этапы выполнения коллажа;
— чертит таблицу технологической карты;
— заполняет таблицу пооперационно.
27
Тема Декоративное изделие из различных материалов.
Обсуждение и развитие идей. Эскиз
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты,
соблюдая технику безопасности, осознавая и
демонстрируя её важность
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует материалы и инструменты в создании
художественного проекта
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Составьте композицию коллажа из природного материала на А4.
Дескриптор Обучающийся
— собирает композицию натюрморта из предметов;
— располагает бумагу согласно будущего рисунка;
— размечает на бумаге основные элементы композиции коллажа;
— фиксирует расположение предметов композиции к основе на клею;
— покрывает изделие лаком.
28
Тема Искусство плетения. Виды плетения.
Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения 5.1.6.2 Распознавать ряд современных и нетрадиционных
материалов, определяя их свойства и назначения
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет свойства и назначение современных и
нетрадиционных материалов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Определите вид материала для плетения макраме.
2. Выполните оплетение карандаша узелковым плетением цветным шнурком в технике
макраме.
Дескриптор

Обучающийся
— определяет материалы (проволока, шнур, веревка) ;
— выполняет завязывания узелков в макраме различными
способами;
— опплетает карандаш простым узором.
29
Тема Искусство плетения. Виды плетения.
Знакомство с материалами и инструментами
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания Обучающийся
 Рисует эскиз будущего изделия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте эскиз плетенного изделия
Образцы
Дескриптор Обучающийся
— определяет способы и приемы плетения;
— рисует эскиз будущего изделия.
30
Тема Плетение изделия
Цель обучения 5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Изготавливает простые изделия из различных
материалов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Сплетите закладку для книги.
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает нитки по длине;
— связывает концы ниток в узел;
— плетёт косичку из трёх ниток;
— связывает концевой узел.
31
Тема Плетение изделия
Цель обучения 5.2.3.4 Использовать элементы казахской национальной
культуры, в процессе создания творческих работ и
изделий
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет творческую работу, применяя элементы
казахской национальной культуры
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Сплетите плётку в 4 нитки.
Эскиз
Образцы
Дескриптор Обучающийся
— собирает нитки в узел;
— начинает плетение, соблюдая правильную очерёдность
переплетания ниток;
— туго стягивает узлы в процессе плетения;
— соблюдает технику безопасности при работе.
32
Тема Плетение изделия
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности, осознавая и демонстрируя её
важность
Критерий оценивания Обучающийся
 Готовит рукоятку камчи, используя материалы и
инструменты
 Соблюдает технику безопасности при
изготовлении
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Выберите материал и обработайте рукоятку камчи.
Дескриптор Обучающийся
— подбирает ветку дерева;
— отрезает необходимый размер по длине;
— очищает заготовку от коры и мелих сучков;
— зачищает рукоятку наждачной бумагой;
— соблюдает при работе технику безопасности и чистоту на
— рабочем месте.
33
Тема Плетение изделия
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты,
соблюдая технику безопасности, осознавая и
демонстрируя её важность
Критерий оценивания Обучающийся
 Изготавливает предметы национальной
культуры, используя материалы и инструменты,
соблюдая технику безопасности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Соберите камчу.
Дескриптор Обучающийся
— соединяет плетку и рукоятку;
— украшает камчу.
34
Тема Выставка работ
Цель обучения 5.3.1.1 Презентовать готовую работу всему классу
(выставка и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Презентует творческую работу
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
1.Подготовьте паспорт и бирку изделия (камча, плетка) для выставки.
Образец
Дескриптор Обучающийся
— готовит бирку для своей работы;
— готовит паспорт изделия.
35
3 четверть
Раздел 3 «Дизайн и технология»
Тема Конструкционные материалы. Исследование видов и
свойств материалов
Цель обучения 5.1.6.1 Изучать общие свойства и строение
конструкционных, природных и искусственных
материалов и определяя их сходства и различия
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет общие свойства и строение
конструкционных, природных и искусственных
материалов
 Определяет сходства и различия
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Рассмотрите предложенные материалы и определите к какому из материалов они
относятся.
Материалы Свойства и строение
материалов
Сходства Различия
Название ________________
Название ________________
Название ________________
36
Дескриптор Обучающийся
— Называет виды материалов;
— определяет их свойства и строение;
— называет сходства и различия материалов;
Тема Оборудование, ручные инструменты и приспособления
для обработки конструкционных материалов
Цель обучения 5.2.2.2 Объяснять назначение и устройство
столярного/слесарного верстака
Критерий оценивания Обучающийся
 Описывает назначение и устройство
столярного/слесарного верстака
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Рассмотрите верстак и определите его строение и приемы рабочей стойки за ним.
Заполните таблицу.
Столярный/слесарный
верстак
Устройство Назначение
Дескриптор Обучающийся
— Описывает устройство столярного/слесарного верстака;
— Определяет назначение столярного/слесарного верстака.
37
Тема Оборудование, ручные инструменты и приспособления для
обработки конструкционных материалов
Цель обучения 5.2.2.1 Определять, описывать и применять ручные
инструменты и оборудования для обработки
конструкционных, природных и искусственных материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Определяет и описывает ручные инструменты и
оборудования
 Показывает приемы работы с ручными инструментами
и оборудованием
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Расмотрите изображение.
2. Определите ручные инструменты.
3. Опишите их устройство и приемы работы с ними.
№ Наименование Описание Прием работы с ручным
инструментами и
оборудованием
1
2
3
4
Дескриптор Обучающийся
— определяет наименование устройства;
— описывает устройство;
— описывает прием работы с ними;
— называет правила техники безопасности при работе с ними.
38
Тема Оборудование, ручные инструменты и приспособления для
обработки конструкционных материалов
Цель обучения 5.2.6.2 Знать способы безопасной работы с ручными
инструментами и правила гигиены труда (организация и
уборка рабочего места и инструментов, работа в
спецодежде)
Критерий оценивания Обучающийся
 Рассказывает правила организации рабочего места
 Перечисляет основные правила техники
безопасности при работе с ручными
инструментами
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Опишите правила организации рабочего места.
2. Назовите правила безопасности при работе с ручными инструментами.
Дескриптор Обучающийся
— раскладывает инструменты и оборудования на рабочем месте;
— демонстрирует приемы безопасной работы с инструментами и
оборудованием.
39
Тема Художественное выпиливание
Цель обучения 5.1.5.1 Выполнять задания, по разработке дизайна
простых объектов, соблюдая основные законы
композиции и основываясь на опыте других
(художников, ремесленников, дизайнеров)
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет эскиз элементов узора простого объекта
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
1. Дайте определение художественного выпиливания
2. Рассмотрите образцы. Определите сходства и различия образцов.
Сходства ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Различия_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
3. Нарисуйте эскиз творческой работы.
Дескриптор

Обучающийся
— называет определение художественного выпиливания;
— сравнивает выпиливание с другими видами художественно-
декоративных работ;
зарисовывает отдельные элементы узоров.
40
Тема Художественное выпиливание
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет эскиз для выпиливания из фанеры
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Выполните эскиз силуэта для выпиливания лобзиком, используя следующие этапы:
1. Подготовить инструменты
2. Определить рабочее место
3. Определите приемы выполнение работы
Образец
41
Дескриптор

Обучающийся
— определяет приемы выпиливания лобзиком;
— выбирает формат будущего эскиза;
размечает общие контуры рисунка;
— размечает положение отдельных элементов эскиза.
Тема Художественное выпиливание изделий криволинейной
формы по внешнему и внутреннему контуру
Цель обучения 5.2.3.1 Обрабатывать материалы ручными
инструментами для изготовления изделия на основе
выполненных разметок и обмеров
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует разметки и обмерки для изготовления
изделия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Подготовьте и обработайте материал к работе.
2. Разметьте контуры рисунка на фанере.
Дескриптор Обучающийся
— выбирает материал для работы;
— размечает на рабочей поверхности заготовки контура рисунка;
42
Тема Художественное выпиливание изделий криволинейной
формы по внешнему и внутреннему контуру
Цель обучения 5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Выпиливание лобзиком несложные изделия из
различных конструкционных материалов, по
криволинейному и прямолинейному контуру
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Рассмотрите правила выпиливания. Обсудите приемы выпиливания.
не правильное пиление правильное пиление
2. Выпилите ручным лобзиком силуэт рисунка из фанеры.
Дескриптор Обучающийся
— закрепляет выпиловочный столик на верстаке;
— подготавливает к работе лобзик;
— располагает заготовку на рабочем столе;
— выпиливает контур рисунка с соблюдением правила техники
— безопасности;
— по окончании работы убирает рабочее место.
43
Тема Художественное выпиливание изделий криволинейной
формы по внешнему и внутреннему контуру
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности, осознавая и демонстрируя её
важность
Критерий оценивания Обучающийся
 Изготавливает изделие, используя материалы и
инструменты, соблюдая технику безопасности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Обработайте изделие и покрасьте лаком.
Дескриптор Обучающийся
— запиливает торцы пропилов надфилем;
— устраняет дефекты выпиливания;
— удаляет заусенцы и занозы;
— закрашивает аквалаком.
44
Тема Моделирование изделий из проволоки. Разработка
эскизов (цепочки, головоломки, фигурки животных).
Выбор материала. Инструменты и приспособления
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания Обучающийся
 Рисует эскиз головоломки из проволоки
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте эскиз головоломки и разбейте её по деталям
Дескриптор Обучающийся
— рисует эскиз изделия из проволоки;
— выполняет деталировку в размерах.
45
Тема Создание изделия (цепочки, головоломки, фигурки
животных)
Цель обучения 5.2.3.1 Обрабатывать материалы ручными инструментами
для изготовления изделия на основе выполненных
разметок и обмеров
Критерий оценивания Обучающийся
 Обрабатывает материалы для изготовления
изделия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Выберите и подготовьте материалы для изготовления изделия, используя инструменты.
Образец
Дескриптор Обучающийся
— выбирает проволоку необходимого диаметра и длины;
— очищает проволоку от ржавчины и грязи;
— правит проволоку на правочной плите;
— разрезает проволоку по размерам кусачками;
— зачищает острые концы проволоки с соблюдением правила
— техники безопасности.
46
Тема Создание изделия (цепочки, головоломки, фигурки
животных)
Цель обучения 5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Изготавливает простые изделия из различных
конструкционных материалов
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Используя заготовки выполните детали.
Образцы
2. Создайте изделие.
Дескриптор

Обучающийся
— сгибает заготовки по эскизу с помощью ручных инструментов
(плоскогубцы, круглогубцы);
— закругляет торцы заготовок надфилями;
— при работе соблюдает правила техники безопасности.
47
Тема Создание изделия (цепочки, головоломки, фигурки
животных)
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты,
соблюдая технику безопасности, осознавая и
демонстрируя её важность
Критерий оценивания Обучающийся
 Соблюдает технику безопасности при изготавлении
изделия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Назовите правила техники безопастности при работе с инструментами.
2. Соберите изделие и зачистите её.
Дескриптор Обучающийся
— правит детали изделия на правочной плите по плоскости,
используя технику безопастности;
— соединяет детали согласно эскизу;
— зачищает изделие мягкой тканью.
48
Тема Проектирование музыкальных (ударно шумовых)
инструментов с применением различных материалов
Цель обучения 5.1.5.1 Выполнять задания, по разработке дизайна
простых объектов, соблюдая основные законы
композиции и основываясь на опыте других
(художников, ремесленников, дизайнеров)
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет рисунок простого обьекта
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Рассмотрите рисунки и изучите устройство ударно-шумовых инструментов.
2. Выполните рисунок ударно-шумового инструмента, раскрашивая его элементы.
Образцы
Дескриптор Обучающийся
— определяет назначение инструментов;
— рисует выбранный инструмент;
— раскрашивает элементы рисунка в соответствии с правилами
национальной орнаментации.
49
Тема Проектирование музыкальных (ударно шумовых)
инструментов с применением различных материалов
Цель обучения 5.1.5.2 Выполнять эскизы и наброски для реализации
творческих идей
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет эскиз музыкального инструмента
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Изучите и нарисуйте чертежи в деталях инструмента «Сақпан» используя размеры,
материалы, технику.
Описание: Сакпан — народный музыкальный инструмент, имеющий своеобразное
звучание. Имеет вид трещотки. Состоит из нескольких деревянных дощечек крепких
сортов дерева, скрепленных между собой леской и вставленных в деревянный фуляр, с
ручкой, украшенной резьбой. Для того чтобы звучание Сакпана было более
выразительным между каждой дощечки оставлены небольшие зазоры.
2. Готовит технологическую карту изготовления музыкального инструмента.
Дескриптор Обучающийся
— рисует эскиз «Сақпан»;
— выполняет чертежи деталей инструмента в размере;
— чертит таблицу технологической карты;
— заполняет технологическую карту по операционно.
50
Тема Изготовление музыкального инструмента
Цель обучения 5.2.3.1 Обрабатывать материалы ручными инструментами
для изготовления изделия на основе выполненных разметок
и обмеров
Критерий оценивания Обучающийся
 Производит обработку заготовок ручными
инструментами для изготовления изделия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Отберите необходимый материал для изготовления изделия с учетом их свойств.
2. Разметьте и отпилите заготовки для инструмента.
Дескриптор Обучающийся
— отпиливает заготовки с учетом припуска;
— закрепляет заготовку на верстаке;
— выполняет черновое строгание рубанком;
— при пилении и строгании соблюдает технику безопасности
— правила эргономики.
51
Тема Изготовление музыкального инструмента
Цель обучения 5.2.3.2 Выполнять несложные изделия из различных
конструкционных, природных и искусственных
материалов
Критерий оценивания Обучающийся
 Выполняет разметку деталей изделия
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Разметьте на заготовках размеры по чертежу.
Дескриптор Обучающийся
— фиксирует заготовку на рабочем столе;
— переносит размеры на заготовки по чертежу;
— выполняет разметку с применением разметочных
инструментов.
52
Тема Изготовление музыкального инструмента
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты,
соблюдая технику безопасности, осознавая и
демонстрируя её важность
Критерий оценивания Обучающийся
 Изготавливает детали музыкального инструмента,
применяя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Изготовьте детали инструмента согласно разметке.
Дескриптор Обучающийся
— закрепляет заготовку на верстаке;
— стругает заготовку в размер;
— удаляет припуски на торцах заготовки;
— выполняет чистовую обработку деталей наждачной бумагой;
— при выполнение работ соблюдает правила техники безопасности и
— эргономики.
53
Тема Изготовление музыкального инструмента
Цель обучения 5.3.4.1 Принимать конструктивные комментарии и
делать предложения по адаптации, усовершенствованию
своей работы и работы других
Критерий оценивания Обучающийся
 Использует конструктивные комментарии и
предложения по адаптации работы
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Задание
Соберите музыкальный инструмент «Сақпан» и распишите его узорами.
Дескриптор Обучающийся
— собирает детали инструмента согласно эскиза;
— закрепляет соединения на клею и фиксирует стекольными
гвоздями;
— зачищает инструмент наждачной бумагой;
— расписывает инструмент;
— покрывает готовое изделие лаком.
54
Тема Выставка работ
Цель обучения 5.3.1.1 Презентовать готовую работу всему классу
(выставка и т.п.)
Критерий оценивания Обучающийся
 Презентует изделия для выставке
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
1. Подготовьте паспорт и бирку изделий для выставки.
2. Оформите свои изделия для презентации перед классом.
Дескриптор Обучающийся
готовит паспорт и бирку для изделия
оформляет изделия на выставку;


— защищает свои работы перед классом.
55
4 четверть
Раздел 4. В «Культура питания»
Тема Основы здорового питания
Цель обучения 5.2.4.1 Изучать и описать правила здорового и
рационального питания
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Изучает правила здорового питания
 Описывает особенности здорового и рационального
питания
Навыки высокого порядка
Задание
Напишите эссе «Что понимается под здоровым питанием»
Дескриптор Обучающийся
— находит информацию о здоровом питание;
— обсуждает информацию в группе;
— пишет эссе о здоровом питание.
56
Тема Составление меню
Цель обучения 5.2.4.2 Составлять меню здорового и рационального
питания
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Изучает рекомендации по питанию подростка
 Составляет оптимальное суточное меню
для себя
Применение
Задание
Составьте суточное меню для себя
Дескриптор О б учающийся
— находит информацию о рациональном питание
подростков в интернете;
— изучает найденный материал:
— составляет варианты суточного меню для себя.
57
Раздел 4. А «Культура дома»
Тема Общие сведения об источниках электрической энергии
Цель обучения 5.2.5.3 Рассказывать об источниках электрической
энергии
Критерий оценивания Обучающийся
 Называет источники электрической энергии
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Нарисуйте постер о видах генерации электрической энергии
Дескриптор Обучающийся
— вспоминает источники электрической энергии;
— определяет возобновляемые и невозобновляемые ресурсы
источников электрической энергии;
— показывает процесс преобразования энергии в электрическую;
— называет источники постоянного и переменного тока и
их особенности.
58
Тема Электротехническая арматура
Цель обучения 5.2.5.4 Перечислять и объяснять назначение простой
электротехнической арматуры и электромонтажных
инструментов
Критерий оценивания Обучающийся
 Объясняет назначение и принцип действия
электрической арматуры
 Рассказывает технику безопасности при работе с
электромонтажными инструментами
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Разберите и соберите бытовую электрическую арматуру (розетка)
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает необходимый инструмент;
— готовит рабочее место;
— разбирает электрический прибор (розетка бытовая);
— соблюдает правила безопасной работы с
инструментами;
— собирает розетку бытовую
— объясняет устройство розетки;
— знает приемы работы и назначение элетромонтажных
инструментов.
59
Тема Электротехническая арматура
Цель обучения 5.2.5.4 Перечислять и объяснять назначение простой
электротехнической арматуры и электромонтажных
инструментов
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Объясняет назначение и принцип действия
электрической арматуры
 Рассказывает технику безопасности при работе с
электромонтажными инструментами
Применение
Задание
Разберите и соберите бытовую электрическую арматуру (выключатель)
Дескриптор О б учающийся
— подготавливает необходимый инструмент;
— готовит рабочее место;
— разбирает электрический прибор (выключатель бытовой);
— соблюдает правила безопасной работы с инструментами;
— собирает розетку бытовую;
— объясняет устройство и работу выключателя;
— знает электромонтажные инструменты и их назначение.
60
Тема Эксперименты с различными источниками
электрической энергии (батарея, гальванические
элементы)
Цель обучения 5.2.5.5 Собирать простые изделия с применением
источников постоянного тока
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Составляет простую последовательную
элетрическую цепь с применением источников
постоянного тока
Применение
Задание
Соберите последовательную электрическую цепь постоянного тока
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает рабочие инструменты и
принадлежности к работе;
— выбирает необходимые приборы для электрической
цепи;
— чертит схему электрической цепи;
— располагает элементы цепи согласно схемы;
— соединяет приборы проводниками;
— подсоединяет источник постоянного тока;
— проверяет электрическую цепь.
61
Тема Эксперименты с различными источниками электрической
энергии (батарея, гальванические элементы)
Цель обучения 5.2.5.5 Собирать простые изделия с применением
источников постоянного тока
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Составляет простую последовательную
элетрическую цепь с применением источников
постоянного тока
Применение
Задание
Соберите параллельную электрическую цепь постоянного тока.
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает рабочие инструменты и
принадлежности к работе;
— выбирает необходимые приборы для электрической
цепи;
— чертит схему электрической цепи;
— располагает элементы цепи согласно схемы;
— соединяет приборы проводниками;
— подсоединяет источник постоянного тока;
— проверяет электрическую цепь.
62
Тема Ремонтные работы в быту
Цель обучения 5.2.5.6 Выполнять практические работы по
организации интерьера и простые ремонтные операции
по устранению дефектов, используя ручные
инструменты
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Производит простые ремонтные операции по
устранению дефектов, используя ручные
инструменты
Применение
Задание
Соедините вилку с электрическим проводом.
Дескриптор Обучающийся
— подготавливает рабочие инструменты и принадлежности к
работе;
— подготавливает вилку и электрический шнур к работе;
— зачищает концы провода шнура;
— разъединяет половинки вилки;
— прикручивает провод шнура к штекеру вилки;
— соединяет половинки вилки.
63
Тема Ремонтные работы в быту
Цель обучения 5.2.5.6 Выполнять практические работы по организации
интерьера и простые ремонтные операции по устранению
дефектов, используя ручные инструменты
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Производит простые ремонтные операции по
устранению дефектов, используя ручные
инструменты
Применение
Задание
Замените патрон и лампочку на светильнике.
Дескриптор Обучающийся
— проверяет исправность вилки;
— проверяет целостность шнура;
— снимает лампочку, аккуратно снимает стеклянную колбу;
— разбирает патрон, заменяет её;
— собирает светильник в обратной последовательности;
— проверяет работу светильника в присутствии учителя.
64
Тема Основные направления растениеводства
Цель обучения 5.2.5.1 Изучать и описывать основные направления
растениеводства и плодоовощных культур
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Называет основные направления
растениеводства и плодоовощных культур
Применение
Задание
Подготовьте грунт и посадите семена корнеплодов(свеклы) на рассаду.
Грунт для посева свеклы на рассаду. Для посева семян можно использовать готовый
грунт из магазина или приготовить почвенную смесь самостоятельно. Для этого
смешайте 2 части торфа, 1 часть перегноя или хорошо перепревшего компоста, 1 часть
дерновой или садовой земли и 0,5 части промытого песка. Свекла не любит кислых
почв, поэтому к смеси нужно добавить 0,5 стакана древесной золы на каждые 5 л смеси.
Зола послужит хорошим удобрением для проростков свеклы, так как содержит все
питательные элементы кроме азота.
Дескриптор Обучающийся
— находит информацию о направлениях растениеводства;
— рассказывает о правилах выполнения весенних полевых работ;
— проводит практическую работу;
— замачивает семена в питательном растворе;
— подготавливает грунт в процентном соотношении;
— перемешивает грунт;
— закладывает грунт в контейнер;
— сеет семена.
65
Тема Основные направления растениеводства
Цель обучения 5.2.5.1 Изучать и описывать основные направления
растениеводства и плодоовощных культур
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Называет основные направления растениеводства
и плодоовощных культур
Применение
Задание
Подготовьте грунт и посадите семена тыквенных (огурцы, тыква,кабачки и т.д.) на
рассаду
Дескриптор Обучающийся
— находит информацию о видах растениеводства;
— объясняет правила весеннего сева растений;
— замачивает семена в питательном растворе;
— подготавливает грунт в процентном соотношении;
— перемешивает грунт;
— закладывает грунт в контейнер;
— сеет семена.
66
Тема Весенние работы в растениеводстве
Цель обучения 5.2.5.2 Выполнять весенние работы в растениеводстве
(обработка почвы, защита от вредителей, посевы и
посадки и др.)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Проводит весеннюю обработку почвы
Применение
Задание
Вскопайте земельный участок
Дескриптор Обучающийся
-подготавливает шанцевый инструмент (лопата, грабли);
-размечает участок земли под грядку;
-вскапывает землю на глубину 20-25 сантиметров (в один штык);
-разбивает комки земли ребром лопаты;
-разравнивает вскопанный участок граблями.
67
Тема Весенние работы в растениеводстве
Цель обучения 5.2.5.2 Выполнять весенние работы в растениеводстве
(обработка почвы, защита от вредителей, посевы и
посадки и др.)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Проводит весеннюю обработку и защиту почвы
от вредителей
Применение
Задание
Подготовьте грядку к посеву семян и рассады.
Дескриптор Обучающийся
— выравнивает грядку и поднимает бурты по краям грядки;
— засыпает середину грядки слоем компоста и перегноя;
— вносит минеральные удобрения;
— выравнивает поверхность грядки.
68
Тема Весенние работы в растениеводстве
Цель обучения 5.2.5.2 Выполнять весенние работы в растениеводстве
(посевы и посадки)
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Проводит весенние работы в растениеводстве
(обработка почвы, защита от вредителей,
посевы и посадки и др.)
Применение
Задание
Посейте семена и посадите рассаду.
Дескриптор Обучающийся
-размечает лунки;
-высаживает сеянцы;
-поливает грядку после посадки;
-готовит бирку с указанием культуры, даты посева и
ответственного.
69
Тема Весенние работы в растениеводстве
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности, осознавая и демонстрируя её
важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Проводит после посевную обработку почвы,
применяя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Применение
Задание
Взрыхлите грядку и очистите от сорняков.
Дескриптор Обучающийся
-подбирает инструмент;
-разбивает рыхлителем корку почвы на грядках;
-разрыхляет почву на глубину 3-4 см;
-удаляет сорняки с грядки;
-поливает грядку.
70
Тема Весенние работы в растениеводстве
Цель обучения 5.2.6.1 Использовать материалы и инструменты,
соблюдая технику безопасности, осознавая и
демонстрируя её важность
Критерий оценивания
Уровень мыслительных
навыков
Обучающийся
 Проводит после посевную обработку почвы
применяя материалы и инструменты, соблюдая
технику безопасности
Применение
Задание
Проведите мульчирование грядки.
Дескриптор Обучающийся
-готовит материал для мульчирования;
-пропалывет грядку удаляет сорняки;
-насыпает слой мульчи (опилки, мякина, торф, солома);
-очистить окружение ростка от мульчи;
-полить грядку.
􀈾􀉥􀉹􀀃􀉡􀉚􀉦􀉟􀉬􀉨􀉤
Сдано в набор 25.07.2017. Подписано в печать 27.07.2017.
Формат 60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л.7,56 Тираж 18 экз. Заказ № 1574
Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства»
010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: info@cpm.kz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *